ОМ ОП ЮУ АЭС
Пятница, 19.04.2024, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Июль » 12 » Прямые финансовые потери Украины от замены топлива Westinghouse составят около $84 млн
20:03
Прямые финансовые потери Украины от замены топлива Westinghouse составят около $84 млн

Украина отказалась от использования топлива транснациональной компании Westinghouse. Причиной отказа стали повреждения целостности топливных кассет, обнаруженные во время выгрузки топлива для его замены на одном из энергоблоков Южно-Украинской АЭС (ЮУ АЭС, г. Южноукраинск, Николаевской обл.).

До настоящего времени поставщиками топлива для ядерных реакторов Украины являлись две компании - российская «ТВЭЛ» и американо-японская Westinghouse. При этом опытная эксплуатация топлива Westinghouse на энергоблоке №3 ЮУ АЭС, стартовавшая в августе 2005 г., стала первым шагом по диверсификации источников поставки энергоресурсов в Украину. С 2005 по 2010 гг. в Украину было поставлено шесть опытных сборок компании и по данным национального оператора атомных станций Украины ГП НАЭК «Энергоатом», за все время опытной эксплуатации замечаний к этим тепловыделяющим сборкам (ТВС-W) зафиксировано не было. «Энергоатом» даже обратился в Государственную инспекцию ядерного регулирования Украины с тем, чтобы получить лицензию на промышленную эксплуатацию топлива этой компании. Однако председатель Госинспекции Елена Миколайчук в марте 2011 г. заявила, что топливо Westinghouse для украинских АЭС может получить лицензию не ранее 2014 г. По словам руководителя регулирующего органа, для положительной оценки работы топлива ТВС-W, оно должно было проработать 3-4 года после комплектования более половины активной зоны реактора.

Напомним, что на третьем энергоблоке ЮУ АЭС эксплуатировались 84 сборки (ТВС-W) производства Westinghouse. Кроме того, было принято решение о расширении опытной эксплуатации топлива и на второй энергоблок ЮУ АЭС, куда было загружено еще 42 сборки. В 2012 г. планировалось произвести перезагрузку топлива на третьем энергоблоке, а также начать его опытную эксплуатацию на пятом энергоблоке Запорожской АЭС.

О причинах отказа от эксплуатации топлива Westinghouse, а также о прямых финансовых потерях Украины из-за этого отказа рассказал в интервью корреспонденту УКРИНФОРМа первый заместитель главы Государственной инспекции ядерного регулирования Украины - главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Михаил Гашев.

- Михаил Хазреталиевич, расскажите подробнее, какие именно недостатки топлива компании Westinghouse были выявлены во время проведения ремонта на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС и какие действия последовали далее.

- На начало планово-предупредительного ремонта блока №3 Южно-Украинской АЭС, который стартовал в конце апреля, в нем находилось 84 сборки топлива Westinghouse (ТВС-W) и 79 сборок российской компании «ТВЭЛ» (ТВСА). Так как топливо Westinghouse находится в опытной эксплуатации, во время проведения ремонта производилась полная его выгрузка с тем, чтобы посмотреть нормально ли оно себя ведет, нет ли искривлений, каких-либо дефектов, деформаций. Далее, если бы не было выявлено никаких нарушений, принималось бы решение о его опытной эксплуатации еще на год.

И когда планово выгружали на осмотр герметичности оболочек топлива Westinghouse, сначала на одной кассете, а потом еще на другой - были обнаружены обрывы ободов дистанционирующих решеток.

- Были ли обнаружены повреждения самого топлива внутри дистанционирующих решеток?

- Нет твелы были не повреждены. Повреждения касались только дистанционирующих решеток и их ободов. Было обнаружено, что на двух кассетах эти обода скруглены, оборваны, задраны, на них есть царапины.

В соответствии с нашими нормативными документами было принято решение полностью выгрузить все топливо из активной зоны реактора как производства Westinghouse, так и «ТВЕЛ». Необходимо было определить, где эти ободранные части, куда они попали. Нельзя было допустить, чтобы они оставались в активной зоне реактора и дальше колотили другие кассеты. Поэтому все топливо на данный момент идет на выгрузку, все полностью.

После обнаружения этих дефектов на третьем блоке ЮУ АЭС решено было выгрузить топливо и на втором энергоблоке ЮУ АЭС. Начало этих работ запланировано на текущую неделю.

Кроме того, по нашему требованию была также создана комиссия, в которую вошли представители конструктора (Westinghouse), завода изготовителя из Швеции, проектанта (Харьковпроект), эксплуатирующей организации (ЮУ АЭС), НАЭК «Энергоатом», инспекции (Госатомрегилирования) и Министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Сейчас эта комиссия находится на площадке Южно-Украинской АЭС и следит за выгрузкой топлива.

- В каком темпе идут эти работы и когда ожидать какого-либо решения комиссии?

- На данный момент из 163 топливных кассет на третьем энергоблоке ЮУ АЭС, 79 кассет производства «ТВЭЛ» выгружено полностью. На них не обнаружено никаких повреждений. Продолжается выгрузка топлива Westinghouse. По состоянию на 27 июня было выгружено 78 кассет из 84. Когда все топливо будет полностью выгружено, пройдет очистку, дезактивацию, контроль герметичности, его сфотографируют и затем комиссионно будет принято решение можно ли его эксплуатировать.

В лучшем случае, где-то только к началу середины августа станет понятен размер ущерба. К этому времени будут разработаны акты, отчеты, корректирующие мероприятия, пройдут в установленном порядке экспертизы.

Пока предварительно можно сказать, что целостность оболочек твелов не нарушена как и их герметичность. Пока подтверждается только нарушение целостности конструкций: хвостовиков, головок кассет и ободов дистанционирующих решеток. Поврежденные кассеты уже признанны негодными к дальнейшей эксплуатации. С остальными надо разбираться.

- Какие последствия могли повлечь за собой данные нарушения в целостности топливных кассет?

- В свое время, в 1995-1998 гг. у нас были похожие повреждения дистанционирующих решеток топлива российского производства. В то время только начали переходить на циркониевые обода, хвостовики и прочее. Тогда нам пришлось резко менять это топливо на новое (серии ТВСА) тоже российского производителя, но другой конструкции и другого проектанта. В свое время это приводило к тому, что просто не могли собрать активную зону реактора, как это случилось на Запорожской АЭС.

Аналогичная ситуация сейчас произошла на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС с топливом Westinghouse. Это хорошо, что повреждения были обнаружены во время планового ремонта, поскольку если бы это произошло при работе на мощности, то могли бы пострадать оболочки твелов, что привело бы к прямому контакту теплоносителя с топливом.

- Если бы эти оболочки твелов все-таки пострадали, к чему это могло бы привести?

- У нас есть автоматический радиационный химический контроль теплоносителя первого контура. Если бы это произошло при работе на мощности, сработала бы сигнализация и пришлось бы аварийно сбрасывать защиту и останавливать блок. То есть мы бы это увидели, но последствия были бы куда хуже. Это повлекло бы к загрязнению контура, выбросам, дополнительному переоблучению персонала. Было бы гораздо хуже.

- По словам российских экспертов, решение о полной выгрузке американского топлива из активной зоны реакторов третьего и второго энергоблоков Южно-Украинской АЭС свидетельствует о наличии более серьезных проблем с этим топливом, чем просто неприятности с дистанционирующими решетками. Как Вы можете прокомментировать данные заявления.

- Я понимаю, что «ТВЭЛ» нагнетает ситуацию. Ему это выгодно. Пока будет проектироваться новое топливо, а затем производиться его опытная эксплуатация, в украинские реакторы будет загружаться топливо «ТВЕЛа», а не американское. Но с другой стороны, они правы. Чехия показала, теперь и Украина показала, что надо очень осторожно относиться к новому топливу и его модификациям. Особенно к тому, что связано с активной зоной реактора первого контура.

Я уже подписал запрет на использование топливных кассет Westinghouse. То топливо, которое планировалось загрузить в активную зону реакторов третьего энергоблока ЮУ АЭС и пятого энергоблока Запорожской АЭС, будет отправлено на доработку на завод в Швецию.

Что касается топлива, которое уже было облучено и стояло в активной зоне, решение по нему будет принято позже. Я не думаю, что удастся что-то с ним сделать и отправить обратно в активную зону. Скорее всего его придется досрочно выгрузить. То есть это прямые финансовые потери эксплуатирующей организации.

- Во сколько можно оценить эти прямые финансовые потери?

- Вы сами можете посчитать. Грубо говоря не важно топливо какого производителя - французского Areva, американского Westinghouse или российского ТВЭЛ - все оно стоит приблизительно одинаково - около $1 млн одна кассета. Вот представьте себе, если мы потеряли два блока с топливом Westinghouse в среднем по 42 кассеты, вот вам и прямые убытки - около $84 млн.

- Будут ли как-то компенсированы эти потери и кем?

- Я думаю, что здесь вопрос не по адресу. Это хозяйственная деятельность субъекта. Контракт заключался между НАЭК «Энергоатомом» и Westinghouse, а контроль за финансово-экономическими отношениями осуществляет орган государственного управления - это Министерство энергетики и угольной промышленности Украины. Мы финансовыми договорными отношениями не занимаемся. Наше дело только ядерная и радиационная безопасность.

- Спасибо за беседу.

Интервью провела обозреватель Оксана Суханова.


Укринформ

Просмотров: 883 | Добавил: dok | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Друзья сайта
Поиск
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024