ОМ ОП ЮУ АЭС
Среда, 01.05.2024, 23:39
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Октябрь » 2 » Украина будет терять специалистов АЭС
15:27
Украина будет терять специалистов АЭС

Украина будет терять специалистов АЭС

Алексей ЛЫЧ: «Без кардинального изменения в отношении к атомной энергетике, чем дальше, тем больше Украина будет терять специалистов АЭС»

Как уже сообщалось, администрация и профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации ГП НАЭК «Энергоатом» собирались в сентябре на совместном заседании, посвященном выполнению коллективного договора Компании на 2013 год. На заседании, в связи с частичным невыполнением всеми обособленными подразделениями отдельных пунктов колдоговора, в том числе касающихся и комплексных мероприятий по охране труда, вице-президент ГП НАЭК «Энергоатом»Айдин Айсин дал поручение соответствующим службам Компании срочно отработать этот вопрос с участием профсоюзов. Председатель первичной профсоюзной организации НАЭК «Энергоатом» Алексей Лыч рассказал о причинах «социальных отставаний» и профсоюзных предложениях по их предупреждению.

- На заседании мною были доведены до руководства Компании предложения, наработанные профсоюзным комитетом, содержащие необходимые действия для выполнения коллективного договора.К сожалению, не все предложения нашли отражения в протоколе. Прежде всего, это касается пролонгации действующего коллективного договора на следующий год. Дело в том,что Компания сейчас не в состоянии определить свои финансовые возможности на2014 год в связи с отсутствием тарифа. А мы по этой причине не можем приступить к заключению нового коллективного договора или к переговорам по его пролонгации. Профсоюз понимает, что с учетом нынешнего ограничения средств, Компании трудно предпринимать какие-то дополнительные меры по улучшению социальных гарантий для наших работников, включить их в новый коллективный договор. Однако, выполнение действующего документа, мы считаем, у Компании есть возможности обеспечить. Администрация пообещала изучить наши предложения.

Второй важный вопрос,о котором я говорил и на заседании, – это возобновление одноразовых выплат нашим работникам при выходе на пенсию. Данные выплаты предусмотрены действующим коллективным договором. Однако, выплаты были прекращены в связи с отсутствием на это средств в тарифе на электроэнергию. Задержки выплат пенсионерам случались и раньше, но по году мы всегда выходили с выполнением. Надеемся, Компания и в текущем году сдержит свои обещания.

Не удалось изыскать в полном объеме, предусмотренном в коллективном договоре, средства на оздоровление, на спортивно-физкультурные мероприятия. Причина – отчисления профсоюзному комитету в этом году были уменьшены с 1,5 % до 1%.

Еще один важный вопрос, который также обсуждался и на заседании, связан с частичным невыполнением всеми обособленными подразделениями положений коллективного договора в части комплексных мероприятий по охране труда. Присутствовавший на совещании вице-президент ГП НАЭК «Энергоатом» Айдин Айсин дал поручение отработать этот вопрос соответствующим службам Компании с участием профсоюзов.

На совещании бы утвержден отчет о выполнении основных пунктов коллективного договора компании за I полугодие текущего года. Однако, без реализации выше названных трех задач мы не можем говорить о выполнении действующего коллективного договора по 2013году в целом.

Обсуждался ли на заседании вопрос раздела персонала?

- Такое предложение от администрации есть. И сегодня главная задача профсоюзного комитета НАЭК«Энергоатом» – это предупредить возможные последствия такого шага администрации в отношении раздела персонала на 4 группы. Профсоюзный комитет считает, даже,если есть необходимость закрепления определенных квалифицированных кадров,которые могут покинуть наши станции, уехать, к примеру, в Россию, где необходимы такие работники в связи с разворачиванием строительства и вводом в эксплуатацию новых атомных блоков, изменение системы оплаты труда возможно только путем внесения изменений в действующий коллективный договор. Возможно,есть смысл установить определенные виды доплат и надбавок, чтобы действительно вклад каждого работника в производстве электроэнергии АЭС был оценен по достоинству в соответствии с существующей на сегодня системой оплаты труда. Но не разделять на группы персонал, учитывая, что сейчас нет ни обоснования, ни критериев, по которым можно это сделать. Против такого разделения мы выступаем категорически.

- А персонал с украинских «атомок»,действительно, может уйти?

- Сегодня статистика показывает, что большого оттока кадров пока нет. Но, я уверен, обольщаться не стоит. Мы говорим, что создали условия закрепления кадров на АЭС Украины. Это объясняется в большей мере тем, что на Украине заявлено о строительстве новых атомных энергоблоков и специалисты думают, что будут затребованы на эксплуатации этих блоков.

Однако, это временное «затишье». Россия уже сегодня ощущает дефицит лицензированного персонала. Если посмотреть по статистике, российские атомщики к 2030 году должны удвоить свой кадровый резерв. Подготовить такое количество персонала им просто не успеть. Естественно, рынком трудовых ресурсов для России станет Украина. Это всего лишь вопрос времени. Поэтому мы за это время должны успеть ввести мощную систему защиты нашего персонала. Чтобы они были заинтересованы остаться на Украине.

А строят АЭС многие,и белорусы, и за пределами стран СНГ, – везде идет достаточно мощное развитие атомной энергетики. Украина, кроме деклараций, никаких действий в этом направлении не предпринимает. У нас мало что делается, чтобы развивалась атомная энергетика. А потому, чем дальше, тем больше мы будем терять кадровый потенциал, который мог бы строить и работать на наших энергоблоках. В Украине уже нет достаточно мощных подрядчиков, которые могли бы взяться за атомное строительство. И обманчиво представление, что у нас достаточное количество квалифицированного персонала на эксплуатации энергоблоков. Мы должны быть к этому готовы, что ситуация может измениться в любой момент в худшую сторону. Ведь сегодня атомная отрасль терпит одни потери. Мы уже не можем предоставить первое рабочее место по специальности молодым людям, которые оканчивают по заказам атомных электростанций высшие учебные заведения. А это большая потеря для станции, и, конечно, потеря в квалификации для ребят, если они не работают по специальности. Это кадровая потеря, и напрасная трата Компанией денег.

– Чем Россия может заманить наших специалистов?

– Социальными стандартами. Сегодня Россия в этом вопросе шагнула далеко вперед Украины. Хотя в 2008 году мы были впереди. Для закрепления кадров и привлечения дополнительных специалистов в России разработана всеобъемлющая социальная программа для работников атомных электростанций. Программа включает в себя жилищное строительство, молодежную политику, оздоровление, спортивно-массовые и культурные мероприятия. Суммы затрат у российских атомщиков значительно превышают те средства, которые мы вкладываем у нас в Украине в данные направления. В переводе на наши деньги – это около 20 тыс. гривен на одного работника АЭС. А если перевести затраты России на выполнение аналогичных социальных программ на украинских«атомках», нам необходимо было бы около 700 млн. грн. На сегодня же (на 2013 г.) в украинском тарифе эта сумма определена в размере только около 100 млн. гривен. Не трудно подсчитать, что социальные стандарты украинских атомщиков в 7 раз ниже российских.

– Чем определяются российские возможности?

– Российские возможности определяются размером тарифа на электроэнергию атомных электростанций.И политикой, которая определяется и поддерживается на уровне государства. А мы даже на уровне, казалось бы, своего «родного» министерства остаемся изгоями.Как были раньше «не родные» в Министерстве энергетики и угольной промышленности,так и остаемся теперь. Всякий раз, чтобы сбалансировать экономическое положение тех же шахтеров, тепловой генерации, атомщики вынуждены уменьшать отпуск своей товарной продукции, которая значительно ниже чем у тепловиков, давать, таким образом, возможность тепловым станциям сжигать уголь, чтобы в угольной отрасли могли выплачивать заработную плату шахтерам. Проблемы государства нельзя решать за счет атомной генерации.

Министерство практикует ручное управление в вопросах экономики. А это недопустимо по отношению к атомной энергетике. Как следствие, происходит отставание по повышению безопасности АЭС, по выполнению мероприятий, связанных с реконструкцией, модернизацией атомных энергоблоков. Не говоря, о выполнении накопившихся огромных задачах по продлению ресурсов атомных станций. Мы уже видим, что Хмельницкие 3 и 4 энергоблоки появятся не скоро. Поэтому главный вопрос – продление ресурсов действующих атомных энергоблоков. Если мы начнем останавливать блоки один за другим в связи с исчерпанием их ресурса, это будет коллапс не только для атомной энергетики, это будет катастрофа для всей страны. Энергетическая и экономическая катастрофа для Украины.

– Можно убедить правительство пересмотреть отношение к атомной отрасли?

– У нас есть предложения по изменению ситуации, но, к сожалению, рычаги, которыми сегодня обладает профсоюз, недостаточны, чтобы оказать ощутимое давление на вышестоящие органы.Даже донести вопрос непосредственно до их внимания мы не можем. Наши неоднократные обращения на уровень Президента и Кабинет Министров возвращаются …в наше министерство. А из Министерства энергетики – обратно в НАЭК «Энергоатом»с пометкой «для дальнейшего реагирования». Получается, мы обращаемся сами к себе. И так всякий раз круг замыкается, и мы «пляшем по кругу».

Хотя вопросы решаемы.Мы на всех уровнях доказываем, что атомная энергетика требует к себе повышенного внимания, что продукция АЭС очень важна для нашей страны. Что поэтому необходимо создание отдельного органа управления атомной отраслью – отдельно от нашего Министерства энергетики и угля, с подчинением непосредственно Кабинету Министров. Это первая задача, которая может помочь выйти из создавшегося положения.

Когда я говорю «мы», я имею в виду также и профсоюз, мы понимаем, что профсоюз должен максимально содействовать администрации в решении данного вопроса. Как и многих других, которые требуют безотлагательного решения,но которые можно решить только тогда, когда будет понимание проблем атомной отрасли по всей вертикали власти.

Есть понимание у администрации с профсоюзом?Какова судьба колдоговора 2014?

– Относительно будущего коллективного договора, мы будем настаивать на пролонгации действующего документа. Он у нас достаточно всеобъемлющий. И потом, для корректировки нужны обоснования.Это в советские времена последующий коллективный договор должен был улучшать условия предыдущего. Был такой коммунистический лозунг: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Сегодня, к сожалению, происходит наоборот. Когда экономическое положение НАЭК «Энергоатом» чем дальше, тем больше ухудшается, требовать существенного увеличения социальных стандартов и положений коллективного договора, это просто утопия. При таких требованиях профсоюза любые переговоры зайдут в глухой угол,и мы не в состоянии будем из него выбраться. У профсоюза с администрацией должен быть конструктивный разговор с учетом возможностей, а также и правильное распределение этих финансовых возможностей Компании.

Как известно, говорится,что коллективный договор приняла конференция трудового коллектива. Но в действительности, коллективный договор не принимает конференция трудового коллектива, она просто одобряет ту часть положений, которые уже согласованы профсоюзом с администрацией путем длительных переговоров и которые уже не имеют разногласий.

А по поводу разногласий, порядок их разрешения четко описан в законодательстве о коллективных договорах. И решение это может растягиваться даже на год. Любое предложение, которое не имеет под собой никакого обоснования в отношении увеличения тех или других льгот, бессмысленно. Даже, при согласии администрации.Если в тарифе на электроэнергию это не предусмотрено, тогда это чревато для руководителя административными наказаниями, в том числе и штрафами, которые накладываются за нарушение статей, не предусмотренных в тарифе на электроэнергию. В прошлом году таким образом НАЭК «Энергоатом» была оштрафована на 100 млн гривен за превышение отчислений профсоюзному комитету. Потому что профсоюзные отчисления были предусмотрены в тарифе значительно ниже, чем мы их установили на тот год в смете социального развития: на оздоровление работников, культурно-массовую и спортивную работу.

Поэтому мы в этом году значительно уменьшили не только отчисления профсоюзному комитету, но и затраты на социальное развитие. В тарифе дано всего 100 млн. А у нас только заработная плата с начислениями для работников, которые задействованы на объектах соцкульбыта, составляет 152 млн. гривен. А в тарифе – 100 млн. гривен.

– Что это значит? НАЭК вынуждают к выделению объектов соцкультбыта?

– Это значит, мы должны заниматься вопросом передачи объектов соцкультбыта в город. Однако, мы прекрасно понимаем, какое будущее ожидает эти объекты и тех людей, которые там работают.

Однако, вопрос и в том, что это встречное движение. Для того, чтобы передать данные объекты в город, должно быть согласие органов местного самоуправления. А я сомневаюсь,что на сегодня, на данный момент, кто-то сможет сказать: «мы готовы принять вас без выполнения необходимых требований». А требования эти значительные, хотя и правомочные – восстановить все объекты до работоспособного состояния, чтобы они соответствовали нормам и стандартам новых. Для этого понадобятся большие сотни млн. гривен, которые невозможно сегодня нигде предусмотреть. Поэтому, я думаю, что в ближайшее время вопрос передачи соцобъектов вообще не должен подниматься.

К тому же, социальные объекты мы расцениваем как наши, отдельные, подразделения электростанций. Для поддержания морально-психологического климата в коллективах и городах-спутниках. А также и поддержания здоровья персонала на необходимо нормальном уровне, чтобы допустить его к выполнению таких архиважных работ –как обеспечение безопасности работы атомных электростанций. В случае выделения объектов на самоокупаемость, ни наши работники, ни жители городов-спутников ими просто пользоваться не смогут. Тот же абонемент в бассейн. Изменение ситуации повлечет еще большие негативные последствия для работников АЭС и для жителей (семей атомщиков) города-спутника АЭС, для которого станция была еще в проекте задумана как градообразующая,помогающая содержать социально-культурные объекты.

Эти объекты являются составляющей социальных стандартов для атомщиков. А, как известно, 60 %безопасности АЭС – это человеческий фактор. Тезу эту подтвердили японские ученые, которые после Чернобыльской аварии проводили исследования в Украине. «60процентов безопасности», имеется в виду не только квалификация персонала, его физическое состояние, но и морально-психологическое. Сейчас, в связи с событиями на Фукусиме, этот вопрос опять активно дискутируется. Я думаю, человеческий фактор сыграл свою роль и в аварии на Фукусиме. Отрывчатые данные это подтверждают. В конце октября нам представится возможность убедиться, так ли это, –запланирована поездка на японскую станцию. Человеческий фактор – это не только работники непосредственно атомных станций, а также и вышестоящие руководители, их понимание важности отрасли и отношение к ней при принятии решений. Концепцию культуры безопасности АЭС никто не отменял.

Пресс-центр Атомпрофсоюза

Просмотров: 1163 | Добавил: dok | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Друзья сайта
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024